Русский язык серьёзно

Неизвестные правила русского языка

    

 

страницы:                 

 

    Всякий, каждый, любой, произвольный.

       «Всякий», «каждый», «любой», «произвольный» − слова одного ряда. «Всякий», «каждый», «любой», «произвольный» − четыре разных слова говорят о четырёх разных понятиях.
       Допустим есть нечто целое, состоящее из нескольких единиц:
       всякий (-ая/-ие) − слово должно использоваться для показателя равнозначности и равноценности единиц при их выборе, то есть при выборе одной единицы из всех личные черты единицы на выбор не влияют; другими словами: какую единицу ни возьми;
       каждый (-ая/-ые) − должно использоваться для показателя равнозначности и равноценности единиц при их выборе из всех тех единиц, которые подходят под определённое условие;
       любой (-ая/-ые) − должно использоваться для показателя условия выбора единицы из состава по личному желанию, по нраву выбирающего человека;
       произвольный (-ая/-ые) − должно использоваться для показателя условия выбора единицы состава по выпавшему случаю.
       Рассмотрим примеры: «всякий понедельник», «каждый понедельник», «любой понедельник», «произвольный понедельник».
       Всякий понедельник − слово: «всякий» (в данном случае; в случае с понедельниками) говорит о том, что один понедельник ничем не отличается от другого понедельника. Раз понедельник, стало быть день подходит под условие. Всякий − имеется в виду, что при выборе нету разницы (какой ни возьми).
       Каждый понедельник − слово: «каждый» говорит о том, что мало понедельнику являться понедельником, необходимо ещё, чтобы он подходил под определённое условие. Не все понедельники, а лишь те из понедельников, которые отвечают некоторому условию (условие задаётся полным предложением или несколькими предложениями с указанием на действие, которое должно совершаться в понедельник). Среди понедельников могут быть понедельники, которые не отвечают заданным условиям, они являются исключениями и во внимание не принимаются.
       Любой понедельник − слово: «любой» говорит о том, что выбор понедельника зависит от нрава и желания выбирающего человека (какой приглянется, такой и выберет).
       Произвольный понедельник − слово: «произвольный» говорит о том, что понедельник выбирается как бы неумышленно, можно сказать − случайно, по стечению обстоятельств. Прежде выпадает случай и на этот случай человек проявляет свою волю (должен воспользоваться благоприятным стечением обстоятельств).

       Трудности могут возникнуть с различением понятий: «всякий» и «каждый», а также с правильным пониманием слова: «произвольный».

       Два примера с выражением: «произвольный понедельник»:
       Условие: человеку надо съездить на поезде в город Н, но поезд туда ходит только по понедельникам.
       1) Понедельник окажется произвольным ежели человек выбрал таковой из ряда понедельников, метнув жребий. В данном случае, человек отдаёт себя на произвол судьбы.
       2) Произвольный понедельник − может оказаться в том случае, когда человек загружен делами, не может выбрать свободное время для поездки, и тут, вдруг, при такой занятости появляется свободное время и выдаётся подходящий понедельник, который нельзя упускать (неизвестно, когда ещё такой выдастся).

       "Каждый" и "всякий". Не следует путать эти слова со словом: «все» (всех), потому что под "всякий" и под "каждый" имеется в виду одно составляющее, выбираемое из всех. Не следует путать "каждый" со "всякий". Примеры. Всякий понедельник апреля − выражение понятно без дополнительных сведений; раз понедельник является понедельником апреля, стало быть он подпадает под заданное условие. Каждый понедельник апреля − возникает вопрос: «и что каждый понедельник апреля?». В данном случае выражение не до конца раскрывает условие. То есть мало того, что понедельник является понедельником апреля, нужно ещё знать определённое действие (дополнительные данные), которое совершается в понедельник апреля. Такое уточнение говорит о том, что из понедельников апреля могут быть исключения.
       "Каждый понедельник апреля мы занимаемся пением". С помощью слова: «каждый» закладывается указание на ряд понедельников, которые подпадают под условие состоявшегося занятия, ведь занятия могут и не состояться: из-за болезни кого-либо; из-за настроения (то есть все пришли и готовы, а занимаются не тем, чем надо). Допустим, на апрель приходится четыре понедельника. Первый случай. Кабы в первый понедельник апреля, по каким-то причинам занятие не состоялось, тогда под "каждый понедельник" подпадают только второй, третий и четвёртый понедельники. Второй случай. Кабы в первый понедельник апреля занятие состоялось, во второй понедельник апреля не состоялось, а в третий и четвёртый состоялось, то под "каждый понедельник" подпадают только первый, третий и четвёртый понедельники. А вот ежели условие срабатывает на все четыре понедельника апреля, то следует говорить: «всякий понедельник» а не «каждый».
       Всякий − на какой ни укажи, какой ни возьми, всё равно какой из всех понедельников апреля. Каждый − указанный понедельник из указанных понедельников апреля, то есть не всех понедельников апреля, а именно подпадающих под определённое условие. Есть "все понедельники апреля", и есть "все указанные понедельники апреля", которые составляют свой собственный ряд в ряду "всех понедельников апреля". "Всякий" следует употреблять при "все понедельники апреля", а "каждый" − при "все указанные понедельники апреля".



    Разное.

       Ноль и нуль.
       Слова разные, стало быть следует иметь в виду разные понятия.
       Ноль − название числа, а именно − 0.
       Нуль − определитель положения, уровня, метки.
       Число и определитель − разное.
       Примеры:
       На ноле − речь о числе, поэтому: стрелка спидометра стоит на ноле.
       На нуле − речь об уровне, поэтому: бензин в баке на нуле.
       И ещё проверяем. Двенадцать часов ноль-ноль минут. Куртка нулёвая.

       Непобедимый и непобеждённый.
       Замечал, что эти слова путают, употребляя одно вместо другого.
       Непобеждённый − такого можно победить, но никому не удаётся этого сделать.
       Непобедимый − такого не победить.

       Основа и основание.
       Объясню на примере деревянного табурета, который стоит на полу. Основа табурета − это деревянные части, из которых он собран. Основание для табурета − это пол, на котором он стоит.

       Неизменное и неизменяемое.
       Неизменяемое − это такое понятие, сущность которого не позволяет говорить о том, что оно изменилось. Можно сказать, что некоторые изменения возможны, но они не влияют на само понятие. Например. От перемены мест слагаемых сумма не изменяется (то есть составляющие изменили места, но само понятие не изменилось). Ещё пример: кабы железный прут покрасить или облепить цементным раствором, а может быть согнуть, то сам-то он при этом не изменяется, оставаясь железным прутом (не изменяет своего состава). После переделывания предмета произойдёт полное его разрушение, полное уничтожение, а не изменение. Кабы такой предмет изменить, то это уже будет другой предмет.
       Неизменное − такое понятие изменить невозможно. Например, пространство, бесконечность.

       Изучать и исследовать.
       Исследовать − стало быть непосредственно решать и выяснять правильность определённого вопроса, то есть выяснять самостоятельно, не опираясь на учебники, словари, а также не поддаваясь на значимость имени деятеля, который выложил свои труды по этому вопросу прежде.
       Изучать − стало быть осваивать сведения, которые уже кто-то исследовал и выложил на обозрение.

       Здесь и тут.
       Тут − говорит о точке расположения; может быть меж чего-то, а может быть после чего-то;
       Здесь − говорит о присутствии или принадлежности к некому обобщенному понятию.
       Например:
       Здесь он взял паузу − взял паузу, выбрав из всего выступления именно это время;
       Тут он взял паузу − взял паузу после чего-то.
       Тутошний − говорит о месторасположении. Здешний − говорит о принадлежности к некой области.
       "Тутошний" и "тамошний" могут быть здешними (например, одной местности, но разных окраин), поэтому известное заявление прапорщика: «здесь вам не тут» является вполне внятным.

       Ладонь и длань.
       Считается, что длань − то же, что ладонь. Неправильно.
       Ладонь − это внутренняя сторона кистей рук. Линию жизни смотрят на ладони.
       Длань − это внешняя сторона кистей рук.
       В ладоши хлопают ладонью о ладонь. А когда человек набирает текст на клавиатуре, то его длани обращены к лицу.

       Лоб и чело.
       Считается, что чело − то же, что лоб. Неправильно.
       Опровергнуть можно, взяв примеры из самого русского языка: "чело реки", "чело горы", "чело войска", "чело печи", "чело берлоги". Кабы "чело" и "лоб" − одно и то же, тогда "чело реки" и "лоб реки" − говорят об одном и том же. Но как понимать "лоб реки"? То-то и оно, что "чело" и "лоб" − разные понятия.
       "Чело" путают со "лбом", вероятно, эти понятия каким-то образом связаны?
       Посмотрите на рисунки. Чело обозначено красным цветом, то есть это линия волос, образованая на лбу человека.

На этом рисунке чело в виде буквы М.

На этом рисунке прямое чело.


       Под выражениями же: «чело реки», «чело горы», «чело войска», «чело печи», «чело берлоги» следует понимать изгиб линии.

       Потайной и потаённый.
       Считается, что потаённый − то же, что потайной. Некоторые словари относят "потаённый" к устаревшим словам. Неправильно.
       Потайной − используется тайно от непосвящённых.
       Потаённый − держится в тайне для определённого случая.

       Запасный и запасной.
       Не верьте тем людям, которые говорят, что слово: «запасной» является устаревшим. Просто, они не находят правильного ответа в справочниках, а также не понимают толкования данного слова, вот и оправдываются привычным способом.
       Запасной выход − это на подмену, когда не работает основной;
       Запасный выход − это на подмогу, когда основной не справляется.
       И это ещё раз доказывает, что нельзя считать слово устаревшим из-за того, что справочники не дают объяснения.

       Неграмотный и безграмотный.
       Безграмотный − пользуется грамотой, но совершает ошибки.
       Неграмотный − не знает и не умеет ни читать, ни писать.



    Глаголица.

       Можно запутаться, разбираясь всего с двумя глаголами: «одеть» и «надеть», что уж говорить о связке из нескольких понятий: глаголица, кириллица, латиница, а также: азбука, алфавит, абевега, буквица, заглавная буква, прописная буква. Вопрос сложный, с одного наскока не дастся, требуется серьёзный подход и тщательное разбирательство.

       Замечание: Некоторые (не все, а лишь некоторые) источники, освещающие вопрос о глаголице, честно признаются, что достоверных данных по поводу этого понятия нету. Есть лишь предположения. И это следует иметь в виду, хотя бы для того, чтобы не возводить предположение до очевидного или безусловного знания.

       Что такое глаголица? Известно, что до кириллицы на Руси была другая письменность, но кто сказал, что она называлась словом: «глаголица»? Никто не спорит, что слово: «глаголица» связано с письменностью, но почему им следует называть именно письменность, а не что-то другое?
       Кириллица, латиница, глаголица. Почему глаголица? Почему латиница? Почему кириллица? Кириллица − вроде бы, названа в честь разработчика. Латиница − потому что письменность латинская. Глаголица − потому что... можно подобрать что-то, имея в виду письменность, но не выдумка ли это будет?
       Письменностей на Земле много, однако посмотрите, как их называют: армянский алфавит (армяница что ли?), грузинское письмо (грузиница?), агванское письмо, китайское письмо, готское письмо, греческий алфавит. Да, есть название − латиница, но это же сами русские для самих же себя назвали латинскую письменность. Латиница − это русское название для одной из иностранных письменностей? Кабы у славян была общая письменность, то и называлась бы она − славянская письменность, а не глаголица.
       Современная письменность не имеет особого названия и не нуждается в нём, так и с письменностью до кириллицы − могла не называться и не нуждаться в названии.
       Выяснение и определение понятий, связанных с письменностью, поможет расставить всё по местам и найти точное толкование слова: «глаголица».
       Обойдёмся без таблиц и рисунков, обойдёмся без исторических справочников, а хватит напоминания: 1) на письме буквами обозначают звуки, например, буква: «А» − звук: [А], буква: «Б» − звук: [Б]; 2) имеется порядок расположения букв: А, Б, В, Г, Д и так далее; 3) для букв использовали слова, например, А − АЗ, Б − БУКИ;

       Вот слова и их определения:
       Буквица − сопоставление буквы со звуком. Например, буква: «А» обозначает звук: [A]; буква: «Б» обозначает звук: [Б]. Названия букв: «ь» и «ъ» говорят сами за себя: разделительный мягкий знак и разделительный твёрдый знак, это знаки для разделения. Сам способ сопоставления буквы со звуком называется буквицей. Понятно, что такой способ сопоставления имели и другие народы.
       Абевега − имя собственное единственной русской буквицы. Название произошло от расположения букв по порядку: А, Б, В, Г и так далее. Сравните, A, B, C, D... − должно бы называться − абисида. Это не к тому, мол: «давайте так называть», а к тому, что "абевега" и "алфавит" (азбука) − разные названия для разных понятий. Конечно же, в общественности принято называть "расположение букв по порядку" азбукой или иностранным словом: «алфавит», но это неправильно. Например, говорят, что слова расположены по алфавиту: арбуз, дыня, тыква. Правильнее говорить − слова расположены по абевеге. Кажется диковинным? Это другой вопрос.
       Глаголица − соотнесение буквы со словом. Например, известная глаголица: А − АЗ; Б − БУКИ; В − ВЕДИ. В одном языке может быть много разных глаголиц.
       Азбука − имя собственное одной известной глаголицы русского языка. Есть мнение, что через азбуку передаётся некое тайное содержание, но это глупость.
       Алфавит − имя собственное одной известной глаголицы греческого языка. Альфа... ...Вита − алфавит.
       Глаголание − использование соотнесения отдельных букв или слогов из выбранного слова со словами таким образом, чтобы из привлечённых слов получилось связное выражение. Например, дуб − добро ук буки. Заметьте, что это не определение понятия: «дуб», а всего лишь бесполезное иносказание. Хотя возможно применять глаголание и как настоящее определение понятия. Глаголицы могут быть разные: готовые, где буквам назначены неизменные слова (например, подобранные определённым образом под общую точку зрения какого-нибудь круга людей); безымянные и с собственными названиями; гибкие, непостоянные или изменчивые (так сказать), где буквам могут подбираться любые слова в рамках заданного условия. Совсем не обязательно, что первые буквы подбираемого слова должны начинаться с той буквы, которой соответствуют. Например, под буквой: «А» можно иметь в виду: основу, замкнутось или единство; а под буквой: «Б»: величину, меру или чувство. Может быть и такое, что отдельный человек составил и имеет для себя самого собственную, единоличную глаголицу. Для чего нужны глаголица и глаголание? Во-первых, это интересная возможность поиграть со словами. Во-вторых, такая возможность служит для лучшего запоминания. В-третьих, глаголание используется для внятного восприятия, пример из современности, когда по телефону человек произносит для другого человека слово по буквам, чтобы тот записал его правильно: ДОМ, Д-Дмитрий, О-Олег, М-Михаил.
       Кириллица и латиница − письменности. Глаголица не письменность.

       И ещё про буквицу. За словом: «буквица» неверно закреплено определение начальной, украшенной буквы текста. Дело в том, что у начальной, украшенной буквы текста уже есть название − заглавная буква. Буквица же говорит о чём-то связанном с буквами. В выражении: «заглавная буква», в отличие от слова: «буквица», явно указывается место − начальное, заглавное. Может ли заглавная буква применяться в середине текста? Может ли буква, место которой во главе (за главою) текста, находится в середине тескста? Нет. В середине текста может применяться прописная буква, а не заглавная. Заглавная − за всю главу. Заглавная не может стоять после другого предложеия и даже после другого абзаца (вроде: главная буква абзаца или предложения). Заглавная буква − за какие такие заслуги она главная? Ответ: за своё место в тексте (а также за свою особенность, украшенность), то есть за свою подчёркнутость буква становится главной над всей главою. Заглавную букву могут путать с прописной буквой.
       Чем отличается заглавная буква от прописной? Это просто понять! Сравните: "ВСЕ БУКВЫ ПРОПИСНЫЕ" и "ВСЕ БУКВЫ ЗАГЛАВНЫЕ". Правильно ли называть все буквы в выражении (слове, предложении) заглавными? Нет. Стало быть "заглавная" − это не то же самое, что "прописная". Прописная буква − это такая буква, через которую показывают дополнительное вложение (значение, условие, особенность) при письме. Прописной буквой можно задать, например: начало предложения; признак вкладываемого значения ("Вы" − с неким чувством и "вы" − простое обращение); имя собственное (Миша, Москва) и так далее. Опять же, сравнение "прописной" с "заглавной", пример: одиночные буквы, используемые в тексте: О, А, Я − что они заглавляют?

       Судите по выданным определениям понятий. Во-первых, определите, есть ли такие понятия. Во-вторых, лучшее моё доказательство − это взять вам самим и попробовать опровергнуть связь определений со словами. Кабы я что-то подтасовал, то, пожалуйста, поразмышляйте, найдите подходящие русские слова и дайте правильные и точные названия к указанным определениям:
       *  −  сопоставление буквы со звуком
       *  −  имя собственное единственного русского способа сопоставления буквы со звуком.
       *  −  соотнесение буквы со словом.
       *  −  имя собственное самого известного в русском языке соотнесения букв со словами (А-АЗ, Б-БУКИ...).
       *  −  использование способа соотнесения букв со словами.
       Ответы можете оставлять в Гостевой книге сайта.



    Ругань.

       Мерзавец, мразь, подлец, подонок, сволочь, стервец. Эти слова являются руганью, потому что через них человеку по его совершённым поступкам указывают на проявление непорядочности. Этими словами указывают на непорядочные поступки.
       Кто такая стерва? Стерва и стервец. Стервец − это человек, который поступает непорядочно, пользуясь тем, что ему не мешают или понимая, что сможет преодолеть сопротивление другого человека, потому что тот расслаблен (отвлечён, замешкался). Стервец не скрывает своего непорядочного поступка. Чаще всего он нарушает озвученный запрет, то есть ему сказано: «нет», «не надо» или «нельзя» и он вроде бы идёт на уступку, но на самом деле, показывая смирение, усыпляет бдительность (внимание) человека и выжидает удобный случай, чтобы продолжить выполнение задуманного им дела без помех или без особого сопротивления 'противника'. Стервец умеет заметить, прочувствовать слабинку у человека и воспользоваться ей, надавив в нужное время.
       Сволочь − это человек, непорядочность которого проявляется при спросе его дела с другого человека (людей). «Мне надо, чтобы вы сделали вот так» − и всё тут. При этом заметны и сказываются излишнее навязывание и давление на другого человека, который должен заниматься предложенным (чужим) делом или же уступить в чём-то.
       Подонок − это человек, непорядочность которого проявляется в вызывающем действии, то есть для него самого действие кажется оправданным, но для других людей оное становится вредительством или нарушением правил и порядков, а также влечёт за собой некоторые неприятности. К тому же у подонка отношение соответствующие: «какие там правила и порядки у других людей нарушаются?» − его не волнует, он этого не понимает. Простой пример. Человек переходит проезжую часть дороги в неположенном месте и переходит так вызывающе, что автомобилистам приходиться жать на тормоза, чтобы на него не наехать.
       Подлец − это человек, который явно (не скрывая этого) нарушает порядочность, тешась тем, что открыто досаждает другому человеку. Подлец умышленно совершает такие действия, которые могут вывести другого человека из себя или повлекут за собой некие последствия (человеку может быть: достанется, не поздоровится, будет худо).
       Мразь − это человек, который умышлено предстаёт злодеем перед другим человеком, для того, чтобы оный не пытался мешать и выполнял то, что требуется. Ставка на причинение зла. Именно то, что человек злодей и то, что он может навредить или причинить боль и должно подействовать на другого человека.
       Мерзавец − это человек, который умышленно давит на порядочность другого человека, путём повышения значимости своих прежних добрых поступков и требуя за них расплаты. Ставка на то, что другой человек дорожит приятельскими отношениями или следует порядочности, которая должна проявляться при взаимности. «Я тебе помог − теперь ты мне помоги» − но сколько раз такое может продолжаться, ведь и при этом меру надо знать? Другими словами: мерзавец − меры за расплату не знает.

       Есть ещё ублюдок. Ублюдок − это человек, у которого непорядочность в чести.


 

          

  


   
 

всё для   http://tolma4.narod.ru/     

15 мая 2008 года